+7 (926) 786 70 03

Китайская живопись - базовые понятия

Китайская живопись (国画 или гохуа, где "го" - это государство, а "хуа" - живопись) - это вид изобразительного искусства, насчитывающий, по оценкам китайских специалистов, более 5 тысячелетий. Китайская живопись существенно отличается от западной живописи своими техническими приемами, материалами, философией, традициями, что делает ее изучение и практику особенно интересными.

Китайская философия базируется на взаимодействии двух полярных энергий - "инь" (женской) и "ян" (мужской). Янская энергия - светлая, солнечная, жаркая, активная, проявленная, двигающаяся вверх. Иньская энергия - темная, лунная, холодная, пассивная, обтекаемая, мягкая, двигающаяся вниз. Вместе обе энергии состоят в балансе и постоянно перетекают друг в друга, где в каждой из них содержится частица своей противоположности.

Для китайской живописи эти понятия очень важны, так как живопись тоже проявляет эти две базовые энергии. В картине должны присутствовать пустота и наполненность, влага и сухость, насыщенные цвета и полутона, пятна и тонкая прорисовка, что соответствует противоположностям "инь" и "ян". Таким образом, практикуя китайскую живопись, мы еще работаем и над собственным балансом энергий, познаем себя и самосовершенствуемся.

В V в. теоретик китайской живописи Се Хэ сформулировал 6 законов китайской живописи ("лю фа"), которым придерживаются до сих пор. Существуют различные переводы этих законов. Здесь я приведу перевод Е.В.Завадской из трактата "Слово о живописи из сада с горчичное зерно". Итак, что важно для китайской живописи:

1) одухотворенный ритм живого движения;
2) структурный метод пользования кистью;
3) соответствие формы реальным вещам;
4) следование красок роду предмета;
5) пропорциональное расположение вещей;
6) копирование работ древних мастеров.

Се Хэ называл "живость" (1-й принцип) наиважнейшим из шести принципов. В IV веке известный художник Гу Кайчжи выразил мысль, что "форма - это лишь средство для выражения духа". Т.е. еще в древние времена китайские живописцы осознали большую важность передачи духа природы, нежели ее простого копирования. Хорошему художнику следует не только "наблюдать", но и "постигнуть" то, что он рисует.

В конце XI века появился целый ряд художников, сформировавших направление "живописи ученых" или "живописи образованных людей" (вэньженьхуа), которое характеризуется синтезом 3-х видов искусств: живописи, поэзии и каллиграфии, воплощенных в одном живописном произведении. Самовыражение вышло на первый план, и художники этого направления считали, что "в схожести нет необходимости", стараясь выйти за пределы простого внешнего сходства.

Здесь стоит уже упомянуть, что в китайской живописи есть 2 базовые техники: се-и ("пишем смысл, идею") и гунби ("работа кистью"). 

Се-и - это свободные движения кистью, создание образа несколькими мазками, где, как раз, дух важнее внешнего сходства. Картина в этой технике может быть нарисована за несколько минут. 

В основе техники гунби лежит создание тонкого подробного контура изображаемого объекта и дальнейшего его многослойного тонирования, закладывания теней и колорирования. Это очень кропотливая работа, но в ее результате рождаются изысканные, очень объемные и натуралистичные образы и картины. Работа над созданием картины в технике гунби, в зависимости от ее сложности и размера, может занимать несколько дней, недель, месяцев и даже лет!

Основные жанры китайской живописи:

1. "Цветы и птицы"

2. "Горы-воды" (пейзажный)

3. Живопись людей

4. Анималистический жанр

Китайская живопись очень символична. Почти каждый цветок, плод, насекомое, птичка, рыбка, животное и т.д. несут свой смысл, который зашифровывается в картине. Например, древовидный пион - это символ богатства и высокого положения в обществе, глициния - цветок женской красоты, нарцисс символизирует чистоту и неподкупность, рыбки - к деньгам, а любые парные символы говорят о любви и счастливом супружестве.

   

Хочется еще отметить такую особенность китайской живописи, как связь с каллиграфией, еще одним древним видом искусства в Китае. Красивое письмо являлось необходимым навыком для образованных людей, поэтому многие государственные служащие, чиновники, владея каллиграфией, могли нарисовать и традиционные сюжеты китайской живописи, такие как бамбук, орхидею, хризантему, цветущую сливу, нарциссы и другие, в основе которых лежит каллиграфическая линия. Поэтому часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут, и не смотрят, а читают. Элементы каллиграфии - неотъемлемая часть китайской живописи.

О том, какие материалы используются для китайской живописи, можно узнать из специальной статьи на нашем сайте. 

Вообще, китайскую живопись можно понять, технику можно освоить в ходе практики, здесь не нужно иметь художественных способностей и особых талантов в западном понимании этого слова. Поэтому китайская живопись открывает двери всем, кто хочет заняться художественной практикой, прикоснуться к своему творческому началу, ощутить внутренний баланс и состояние медитации. И пусть это будет цветок или птичка, а не эпохальное многосложное полотно - в китайской живописи даже в одном маленьком цветке или букашке воплощена Вселенная!

Автор статьи: Елена Касьяненко

____

В статье использовались материалы из книг "История китайской живописи" Чжан Аньчжи - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008 г. и "Слово о живописи из сада с горчичное зерно" - М.: Издательство В.Шевчук, 2001 г.