Материалы для китайской живописи
Китайская живопись - это древнее искусство, для занятия которым вам понадобятся особые художественные материалы. О них мы и расскажем в данной статье.
Сначала мы поговорим о "четырех драгоценностях кабинета ученого" - так уважительно называли кисть, тушь, тушечницу и рисовую бумагу в древности.
Кисти
Для китайской живописи используются аутентичные китайские кисти. Их особенность - острый кончик, который мы используем для выполнения мазков, каллиграфических линий, а также способность удерживать большое количество влаги (туши или воды) и постепенно ее отдавать.
Кисти бывают разных размеров - от тоненьких в несколько волосков контурных кистей для техники гунби (в пер. "работа кистью" или "тщательная кисть") до огромных с длинными ручками, которыми можно писать иероглифы или рисовать стоя, ощущая особую амплитуду работы с кистью, задействуя в процессе практики все тело.
По степени жесткости кисти бывают мягкие, жесткие и комбинированные.
Мягкие (в большинстве случаев используется ворс козы, "янхао") позволяют делать красивые пятна - лепестки цветов, листья, горы на дальнем плане, используются также для тонирования изображения в пейзажах.
Жесткие кисти (обычно с темным ворсом, "ланхао", это может быть волк, барсук, кролик, конский волос и т.д.) идеально подходят для рисования веток, стебельков, контурных линий. Однако, кистями большого размера с тем же успехом можно рисовать листья, лепестки и использовать для тонирования. Тут уже речь идет о личных предпочтениях художника и тех спецэффектах, которых можно достичь, используя тот или иной тип ворса.
Очень хороши в использовании комбинированные кисти: мягкий ворс снаружи и упругий внутри. Такие кисти очень маневренные.
Хорошая кисть - залог успешной практики. Ворс должен быть ровно пострижен, не должен лезть, должен быть упругим, однородным по составу. Кисти после использования нужно тщательно промыть в прохладной воде и подвесить за специальную петельку для просушки.
Для начала практики я рекомендую приобрести одну среднюю комбинированную козу с длиной ворса ~ 4.5 см, среднюю кисть из "желтого волка" (длина ворса ~2.5 см) и маленькую кисточку для контурных работ.
Тушь и тушечница
Тушь в китайской живописи - это больше чем "черный цвет", это, можно сказать, ее кровь, основа основ. Китайская тушь состоит из сажи и клея животного происхождения. Сажу могут получать от сжигания смолы различных пород деревьев, растительных масел, животных жиров или натуральных минералов. Полученную смесь в ходе специальной технологической обработки формируют в бруски. Полученные бруски туши могут быть красиво декорированы.
Для того, чтобы приготовить тушь для живописи или каллиграфии, брусок туши растирают на специальном тушечном камне в небольшом количестве воды до получения необходимой консистенции. Это своего рода медитация и настройка перед практикой.
На уроках мы используем уже готовую жидкую тушь. Для учебных целей она вполне подходит.
Рисовая бумага
Бумага для китайской живописи изготавливается из древесных и растительных волокон, чаще это волокна коры тутового дерева, конопли, бамбука, рисовой соломы, других натуральных материалов, обработанных специальным образом. Высококачественная рисовая бумага изготавливается большими листами вручную. Существует множество сортов рисовой бумаги разной степени впитываемости, цвета, фактуры. Самая лучшая рисовая бумага называется "сюань" и производится в провинции Аньхой.
У рисовой бумаги можно выделить 3 основных вида. Существуют разные версии перевода. Я укажу некоторые из них:
- непроклеенная, сырая, "молодая" (шен сюань), хорошо впитывающая, отлично подходит для живописи в свободном стиле се-и (пер. с кит. "пишем смысл, идею"), степень впитываемости может быть самой разнообразной, а также появляющиеся спецэффекты у расплывающихся пятен;
- проклеенная, обработанная, "зрелая" (шу сюань), плохо впитывающая воду, подходит для стиля гунби ("тщательная кисть") и многочисленных слоев тонирования;
- бумага для пейзажей (ни зрелая, ни молодая), сочетает в себе оба свойства вышеперечисленных видов, позволяет прорисовать тонкие контуры деревьев и фактуру гор и делать тонирование.
Для знакомства с китайской живописью и тренировочных работ подойдет рисовая бумага в рулонах, которую можно купить в художественных магазинах.
Минеральные краски
Для ученических целей мы используем готовые краски фирмы "Maries". Краски состоят из растительных и минеральных пигментов, смешанных с клеем. Можно купить набор из 12 или 18 цветов (по 12 мл). Потом можно будет докупать отдельно закончившиеся цвета.
Войлочный коврик
Необходим, чтобы рисовая бумага не прилипала к столу, не пачкалась и не рвалась. Лучше покупать коврик размером 50 на 70 см.
Вместо специального коврика можно использовать кусок войлока, байковое одеяло или что-то подобное :)
Керамические палитры
Для смешивания красок или разведения оттенков туши можно использовать специальные палитры, хотя я предпочитаю использовать обычные керамические блюдца белого цвета - они позволяют смешивать необходимые цвета и в необходимых количествах без ограничений.
Печати и киноварь
Необходимым атрибутом любой работы, выполненной в технике китайской живописи или каллиграфии является печать. Печать представляет собой красивый камень самых разнообразных форм и размеров, на котором вырезают важные для заказчика иероглифы: имя, псевдоним, философскую фразу, реже - изображение цветка, животного и т.д. Печати бывают янские (красные иероглифы на белом фоне) и иньские (белые иероглифы на красном фоне). Играют большую роль в композиции художественного произведения. Печати были не только у художников, но и у коллекционеров. Заполучив древний свиток прославленного мастера, коллекционер ставил на нем свой оттиск. Поэтому на картинах древних мастеров мы видим столько разнообразных печатей!
Для оттиска используется специальная паста - киноварь, она красного цвета. Кстати, сейчас в Китае можно встретить пасту для печатей различных оттенков.
Аксессуары
Для удобства можно еще приобрести подставки под кисти, чтобы не пачкать коврик, но я ими не пользуюсь, т.к. в порыве творчества обычно кладу кисти просто рядом на блюдце или черновик.
Для фиксации рисовой бумаги используются пресс-папье различных форм и размеров. Это могут быть деревянные бруски, большие металлические монеты в дизайне древних денег, небольшие статуэтки - можете придумать себе сами подходящий вариант.
Особая тема - это подставки под кисти и керамические ёмкости для воды. И то, и другое представлено в большом количестве в художественных магазинах Китая. Выбрать очень сложно, потому что все это очень красиво. Подставки под кисти украшены резьбой по дереву, а керамические миски для воды расписаны различными сюжетами китайской живописи, которые мы так любим! Устоять невозможно!
О том, как правильно использовать все эти материалы и создавать картины в технике китайской живописи, мы учим на наших курсах и мастер-классах!
Все необходимые материалы для занятий в нашей студии мы предоставляем. Вы также можете купить материалы для китайской живописи в специализированных интернет-магазинах, чтобы практиковать дома.
В заключение хочется сказать, что не стоит воздвигать барьеров по покупке материалов перед своим желанием начать рисовать! Ведь можно дома тренироваться и на обычной серой, самой дешевой писчей бумаге любыми красками и даже кисточкой из белки с острым кончиком. Творчество присутствует в каждом человеке от рождения, поэтому если вы чувствуете, что ваш творческий путь лежит через живопись - пробуйте, и все получится!
Искренне ваша,
Елена Касьяненко